19 февраля 2008 года на 44-м году жизни скончался лидер легендарной рок-группы «Гражданская оборона» Егор Летов. Он был одним из ярчайших представителей российского панк-движения, ставший еще при жизни живой легендой отечественного андерграунда. Без преувеличения, на его песне «Все идет по плану» выросло целое поколение. По словам барабанщика группы «Гражданская оборона» Павла Перетолчина, у Летова просто остановилось сердце. Рокер умер в собственной квартире в родном Омске.
ДОСЬЕ «КП»
Один из основателей российского панк-рока Егор (на самом деле Игорь) Летов родился в Омске. Самым известным музыкальным детищем Летова стала группа «Гражданская оборона», созданная в пику официальной эстрадной культуре.
Записанные в полупрофессиональных домашних условиях первые альбомы «Гроба» (так сокращенно часто называли группу) «Красный альбом», «Тоталитаризм» и ставший присказкой «Всё идёт по плану» стали сразу бешено популярными. Песни стали глотком свободы в эпоху тоталитаризма.
Аббревиатурой «ГрОб» в 80-е годы были исписаны стены российских городов. Трудно себе представить молодого человека 1980-годов, который бы никогда не слышал этих песен. Несмотря на бешеную популярность, группа вела полуподпольный образ жизни.
Летов был дважды женат. Детей нет.
КОММЕНТАРИЙ КОЛЛЕГИ
Александр Скляр, лидер группы "Ва-Банк":
- Я не думал, что такое может произойти, этот человек должен был жить долго. Мне искренне жаль, что это произошло, он был одним из ярчайших и талантливых персонажей нашей рок-истории, человеком искренним и честным - а это очень редкие качества в нашей среде. Его смерть лишний раз подчеркивает, что все мы ходим под Богом...
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Мне уже за сорок, могу и помереть…»
Из интервью журналу «Ровесник», август 2007 года
- Считаешь ли ты «ГрОб» панк-группой?
- Да. Но панк в наше время понятие слишком широкое. Панком называют и Offspring и Green Day. А для меня панк — это композитор Джон Кейдж или Джон Колтрейн.
- А как же классический панк: Sex Pistols, Ramones, Clash?
- Само понятие «классический панк» — уже ахинея. Раз классический, значит не панк.
Вот Патти Смит или Television это панк? По моим понятиям суперпанк! А Exploited для меня гораздо меньше панк, чем Патти Смит или New York Dolls. Не говоря уже о MC5, Monks, Troggs, Sonics или Seeds. Панк это вообще понятие года 63-го. Группа Kingsmen — вот настоящий панк, а песни «Louie Louie» и «Wild Thing» — это вышак в истории рока!
- Чувствуешь ли ты ответственность перед фанатами?
- Нет. А зачем мне чувствовать ответственность? Они не могут с меня брать пример. Я человек из другой эпохи, живу по другим принципам, чем они — это раз, а во-вторых, я руководствуюсь тем, что надо брать пример с самих себя. То есть если действуешь правильно, то никакие примеры не нужны.
- Ты разбираешься в кино, в музыке, в литературе. Как ты думаешь, могут ли полноценно понять твое творчество молоды люди, не читавшие Кафку и Платонова или не слушавшие Love и Джона Кейджа?
- Конечно! Я вообще не делаю вещи для интеллекта. Я создаю некие объекты, которые должны работать в культурном или бескультурном пространстве нашей страны. Вот главный критерий. Пока все работает. Мне уже сорок с лишним лет, я уже в принципе могу и помереть. И я не зря жизнь прожил, а сделал много правильных вещей, которые взорвали у кого-то крышу, снесли что-то старое, воздвигли новое. Я в этом смысле провокатор-строитель.
- Новый альбом «Зачем снятся сны?» — проект масштабный, философский. Такое впечатление, что вы поднялись над социальными проблемами…
- Не знаю. Просто альбом сделан без поправок на реальность. Никакой политики и т.д. Мне вообще было плевать на то, что здесь происходит. Впервые я создавал вещь для себя, чтобы выразить все, что я чувствую. Поэтому я не стал ни материться, ни на кого-то нападать. А с помощью всяких изменяющих сознание практик сделал диск для себя, сделал максимально точно, живо, и очень доволен!